Подпишитесь на нашу страничку Facebook:

Вознесенные для славы

Сегодняшний Стамбул – это город, в котором мусульманская традиция соединяется с европейской современностью. С точки зрения национальности населения он уже не столь разнороден, как в начале XX века, когда каждый второй житель имел турецкое происхождение. После падения Османской империи в 1922 году к власти пришли националисты, и начался первых исход нетурецких жителей города. Сегодня греческое, армянское и еврейское меньшинства образуют в сумме лишь 20-30 тысяч человек, а еврейский и греческий кварталы в значительной степени опустели и утратили былое величие.

Одно из самых красивых мест Стамбула – расположенная в восточном уголке полуострова широкая площадь Султанахмет.

Здесь можно увидеть богато украшенный растительными орнаментами фонтан султана Ахмеда III, построенный в XVIII веке. Небольшая постройка украшена разноцветными изразцами, золотыми надписями и резным мрамором, а сверху увенчана 5 куполами.

Схожа форма у расположенных неподалеку Бань Роксоланы, построенных в 1556 году Сулейманом Великолепным. Сегодня в отреставрированном интерьере бывших бань размещается галерея современного ткачества, главной жемчужиной которой являются ткани ручной выделки и ковры с традиционными узорами.


Собор Святой Софии

Над северной частью площади Султанахмет возвышается монументальная базилика Айя-София, или храм Святой Софии, без осмотра которой никто не мыслит себе пребывания в Стамбуле. Айя-София была самым ярким символом Византийской империи – кафедрой патриарха, местом коронации императоров. Свой нынешний вид она приобрела в 532-537 годах, согласно проекту математика Анфимия Тралльского и архитектора Исидора Милетского. Они с честью выполнили поручение императора Юстиниана I Великого (483-565): построить такой храм, который затмил бы собой все предыдущие.

В результате их многолетней работы возник собор, который сам император признал лучшим со времен Иерусалимского храма и который на протяжении почти тысячи лет был крупнейшей христианской церковью в мире.

После падения Константинополя в 1453 году Айя-София была превращена в мечеть, о чем свидетельствует четыре высоких минарета, а также добавленные к ее интерьеру (в аспиде) михраб, минбар (амвон), ложа султана XVIII века и огромные таблицы с именами Пророка и халифов. В мае 1934 года мечеть была превращена в музей.

Здание размером 71 на 77 м. впечатляет своими размерами. Внутрь можно попасть через Золотые ворота, ведущие в вестибюль, и Императорские ворота, ведущие непосредственно в главный неф, над которыми видна мозаика, изображающая Христа с коленопреклоненным императором Львом VI (886-912). Огромное пространство внутри слабо освещено рассеянным светом.

Срединная часть центрального нефа покрыта огромным куполом, диаметр которого более 30 метров. Купол держится на больших, но тщательно укрытых колоннах, будто он парит в воздухе на высоте в 20 этажей над землей. С обеих сторон к нему прилегают два меньших полукупола, накрывающих оставшуюся часть нефа.

Ценнейшее сокровище храма – несомненно, мозаики, большинство из которых возникло после периода иконоборчества. В тимпаноне Императорских ворот можно увидеть изображение Христа Вседержителя, сидящего на выложенном драгоценном троне. В аспиде видна прекрасно освещенная мозаика IX века, изображающая Богородицу с Младенцем, а мозаика на галерее под сводом представляет императора Александра во всем великолепии, со знаками царского достоинства в каждой руке. В южной галерее мы найдем мозаику XI века с изображением императрицы Зои, точнее, императорской четы: Константин IX Мономах и его супруга Зоя стоят рядом с Христом, который восседает на троне и благословляет их. Слева от этой мозаики – императорская чета Иоанна II Комнина (1118-1143) с императрицей Ириной, их благословляет Христос в образе Младенца на руках у Богородицы. Самая известная мозаика, относящаяся к величайшим византийским произведениям искусства – мозаика Деисус XIII века, изображающая Христа Вседержителя с Пресвятой Богородицей по левую руку и с Иоанном Крестителем по правую.

Напротив Айя-Софии возвышается построенная в XVII веке Голубая мечеть с 6 стройными минаретами и бесчисленными куполами и полукуполами. Она должна была затмить изяществом формы стоявшую напротив базилику и стать главной мечетью Османской империи. Здание, построенное в форме квадрата со стороной почти 50 м, накрывает огромный купол, диаметром более 20 м. Стены и галереи выложены изнутри голубыми керамическими изразцами с растительными мотивами, а полы застелены искусными коврами ручной работы. Михраб и богато покрытый золотом минбар выполнены из белого мрамора, а полы рядом с ними устланы мягкими красными коврами.

По соседству с мечетью мы можем увидеть здания медресе, а также увенчанный куполом величественный мавзолей, где покоится султан Ахмет и его семейство. В юго-восточной части двора разместился павильон султана, в котором устроен Музей ковров, собравший коллекцию ручных изделий – XIV века до наших дней – со всей Анатолии.


Запрет на почитание святых образов

Иконоборчество – это религиозное движение, которое развернулось в Византийской империи в VIII-IX века и привело к гибели множества бесценных произведений церковного искусства: иконостасов, фресок и даже монастырей. Лица, поклонявшиеся иконам, подвергались преследованиям.
Первый период иконоборчества пришелся на 726-787 годы. Его инициировал император ЛЕВ III, приказавший уничтожить образы Христа, Девы Марии и святых, и запретивший поклонение иконам. Никейский собор в 787 году вновь разрешил поклоняться святым изображениям, однако в 813 году император Лев V возобновил движение иконоборчества в еще более острой форме. Это продолжалось до 11 марта 843 года, когда в соборе Айя-София было провозглашено возвращение к поклонению иконам. В память об этом событии первая неделя Великого Поста в православной церкви празднуется как Торжество Православия.


Подобрать тур в Турцию:

 

Понравилась статья? Поделись с друзьями: