В этом крупнейшем городе на Сицилии стихийность и радость жизни сочетаются с декадентской красотой разрушающихся памятников былой славы. В Палермо на каждом шагу видны следы сменявших друг друга правителей. Жемчужины арабской, норманнской и барочной архитектуры и искусства привычно соединяются тут с повседневностью.

Палермо, как и другие крупные города, являет собой переходящий кубок в кутерьме истории. В VIII веке до н. э. карфагенцы использовали его как порт и торговую точку. В 254 г. до н. э., после победы над Карфагеном, Палермо заняли римляне. Золотой период в истории города начали в 831 г. арабы, удерживавшие власть более двух веков. Но лишь в годы правления очередных захватчиков, норманнов (с 1072 г.), Палермо превратился в один из важнейших городов Европы.

Четыре квартала Старого города, где находятся все достойные внимания старинные памятники, обозначены двумя улицами — Виа Макведа и Корсо Витторио Эмануэле. Они пересекаются в месте, называемом Кватро Канти. Перекресток появился в начале XVII века по указу испанского вице-короля, принца Хуана Фернандеса Пахеко де Вильена-и-Аскалон, который велел украсить каждый из четырех углов дворцом стиле барокко. Над дворцами царят четыре покровительницы кварталов Старого города: Розалия, Нинфа, Оливия и Агата.


ПРОГУЛКА ПО ПЛОЩАДИ СТЫДА

Площадь стыда

Прогулку по любому из кварталов стоит начать именно с Кватро Канти, поскольку это отличный ориентир. Прежде чем углубиться в чащу улочек, посмотрим, что кроется по соседству с перекрестком. Самое популярное место встреч — расположенная неподалеку Пьяцца Претория. Здесь стоит взглянуть на знаменитый фонтан Претория XVI века, творение флорентийского скульптора Франческо Камильяни. В народе это место называется Площадью стыда из-за обнаженных мужских и женских скульптур, окружающих фонтан. Говорят, что отломанные носы мужчин — дело рук местных монахинь, возмущенных появлением нескромного памятника в общественном месте. К югу от Пьяцца Претория стоит Ла Марторана — вторая по значению церковь в Палермо. Это популярное наименование церкви Санта-Мария-дель-Аммиральо происходит от названия монашеского ордена, основанного Элоизой де Мартурану и получившего в свое распоряжение церковь в XV веке.

Уже не существующая ныне община прославилась благодаря производимым сестрами марципановым сладостям в виде фруктов. В церкви особенно ценны мозаики XII века (одни из старейших в Палермо) на куполе и боковых апсидах. Стоит пересечь еще пару улиц в южном направлении, чтобы выйти к Церкви Иисуса, первой церкви, построенной иезуитами после прибытия на Сицилию. Она декорирована исключительно богатыми, типичными для иезуитов украшениями. Еще дальше на юг простирается одна из беднейших частей Палермо, Альбергерия. Любители романтических прогулок по узким улочкам, вдоль которых стоят старые дома и клонящиеся к упадку дворцы, задержатся здесь подольше.


ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПАМЯТНИКИ

Палаццо Нормани

В античные времена западная часть Палермо была центром города. Сицилийские власти строили тут дворцы и воздвигали крепости. Самыми красивыми воспоминаниями о годах норманнского расцвета Палермо остались кафедральный собор и Палаццо Норманни с великолепной Капелла Палатина.

От первоначального здания и интерьера остались лишь фрагменты, но представление о том, как выглядел собор, дает главный южный вход, выполненный в стиле каталонской готики. Обратим внимание на великолепные портики, картины над главными аркадами и надпись из Корана, которая служит доказательством того, что церковь была построена на месте мечети.

Следуя по Корсо Витторио Эмануэле к западу от собора, мы достигнем величественного Дворца Норманнов — Палаццо Норманни. Очевидно, уже во времена финикийцев здесь находилась резиденция сицилийских правителей. Однако лишь в XII веке норманны достроили замок на манер европейского двора. Со времен арабов и норманнов сохранилась Toppe Пизана, одна из четырех бывших здесь когда-то башен, а также личная часовня короля Рожера II, построенная в ИЗО — 1140-х гг. (Капелла Палатина). Самый ценный элемент часовни — мозаики, скорее всего, произведение византийских мастеров, выполненные вскоре после постройки часовни. Они изображают Христа Вседержителя (Пантократора), который обращается к верующим со словами из Евангелия от Иоанна: «Я Свет миру…». Немного более поздние мозаики, 1140 — 1150-х гг., изображают сцены из Книги Бытия и события из жизни апостолов Петра и Павла. Обратим внимание на богатую резьбу кедрового потолка со сценами из повседневной жизни, инкрустированный пол, а также большой подсвечник в форме спирали с более чем сотней изображений.


СОБОР КАК ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА


Монреале, один из прекраснейших европейских храмов в предместьях Палермо, нельзя пропустить. Этот шедевр арабского, норманнского и византийского искусства может сравниться лишь с собором Сан-Марко в Венеции. Монреале возник по велению норманнского короля Вильгельма II Доброго (1154-1189); место для строительства по преданию ему указала Богородица, явившаяся во сне. Своим великолепием собор обязан огромным деньгам, которые король вложил в строительство. Монреале был готов спустя 10 лет после начала строительства, что позволило сохранить единство архитектурного стиля и отделки. Его прекрасные мозаики, занимающие площадь в 5950 кв. м, были закончены около 1182 г., а для их создания команда греческих, сицилийских и венецианских мастеров использовала 2200 кг чистого золота.


Любопытно!

Ничто не может сравниться в мрачности с катакомбами Каппуччини в предместье Палермо. В подземельях монастыря капуцинов собраны трупы около 8 тысяч человек, одетых в костюмы того времени, на разной стадии разложения. Зрелище напоминает сцену из фильма ужасов. Прикованные к стенам, смотрят на нас пустыми глазницами шеренги мужчин, женщин и детей, одетых как в день похорон. Одни выглядят спящими, других время совсем не пощадило. Первые тела были принесены сюда в 1599 г., и вначале это считалось привилегией, которой удостаивались лишь монашествующие братья. С течением времени место последнего пристанища у капуцинов мог выкупить любой состоятельный человек. Удивительное, мрачное собрание поделено на секции: отдельно стоят простолюдины, князья и люди разных профессий.


К сведению

К Палермо пристало прозвище «город мафии». Очевидно, что здесь, в самом людном сицилийском городе, итальянский «спрут» сохраняет больше всего интересов. Трудно точно определить, когда сформировались корни мафии. Часть историков считает, что это произошло уже в XII веке, когда сицилийцы образовывали тайные сообщества противников Римской империи. По другому мнению, начало организации связывается с временами Бурбонов, которые, желая господствовать над далекой провинцией, доверяли власть над ней бывшим преступникам. Правдоподобной кажется и версия о создании касты gabelotti, посредников между хозяевами крупных поместий и крестьянами, которые должны были платить им аренду. Они быстро сколотили на этом состояние и превратились в группу, объединенную специфическим кодексом чести и связями.


Заказ туров в Палермо:

Понравилась статья? Поделись с друзьями: