Иерусалим — это город, через который, как говорят, должна проходить axis mundi — ось мира. Три тысячи лет его истории вписаны не только в архитектуру, но и в атмосферу города. Это место окружено необычайным почитанием: именно здесь переплелись судьбы трех величайших религий мира.

К местам религиозного культа христиан, иудеев и мусульман ведут семь прекрасных ворот в городских стенах, возведенных в XVI веке. Когда-то их было восемь, но одни из них — Золотые врата — несколько веков назад были заложены. За ними открывается Старый город, поделенный на еврейскую, мусульманскую, христианскую и армянскую части.


ВОКРУГ ПЛОЩАДИ ХУРВА

Площадь Хурва
Несмотря на то, что в Иерусалиме проживает много евреев, еврейский район не является самым крупным. Зато он выглядит наиболее ухоженным. Иудеи вложили в его строительство и деньги, и душу. Это не удивляет, ведь борьба за него шла несколько столетий. Евреев изгнал из Иерусалима во II веке император Адриан. На развалинах города, разрушенного римлянами в 70-м году, он построил город, который назвал Элия Капитолина. Евреи не имели права вступать на его территорию под угрозой смерти, а тех, кто жил здесь раньше, отправили в рабство и вывезли. Запрет был отклонен в 361 году, но минуло еще тысячелетие, прежде чем в XIII веке под стенами Второго Храма появились первые общины — они послужили основанием для сегодняшнего еврейского района.

Площадь Хурва является его центральной точкой. Название ее осталось от одноименной, стоявшей тут некогда синагоги. Основали ее в XVIII веке ашкеназы, евреи — выходцы из Европы. Однако позже она была дотла сожжена, затем отстроена заново в 1864 году и стала крупнейшим строением города. Сегодня от этого прекрасного храма осталась лишь отреставрированная арка. Синагога была разрушена во время стычек между арабами и евреями в 1948 году.

Гуляя по площади Хурва, стоить посетить археологический музей Вохл. Это необычный комплекс раскопок с домами высшего духовенства. Благодаря необычной форме музея, можно понять, как выглядела повседневная жизнь Иерусалима времен Ирода Великого.

С противоположной стороны площади Хурва находится Кардо — фрагмент иерусалимской застройки византийских времен. Аллея эта относится к IV веку, к периоду, когда город начал расширяться под влиянием выходцев с христианского Запада. Кардо стала тогда одной из главных артерий города. Она соединяла два святых для христиан места- Храм Гроба Господня и по-строенную ранее церковь Нэя.


СИНАГОГА С ИСТОРИЕЙ

Синагога Рамбана
Колорит Иерусалима-это прежде всего его храмы. Особенное значение имеет синагога Рам-ба на, построенная благодаря иудею Рамбану, много сделавшему для создания еврейской общины в Иерусалиме. Этот храм был построен первым (1400 год) внутри стен Старого города и стал символом возрождающегося могущества избранного народа. Его разрушение в 1523 году было предвестником упадка всего, что так старался воскресить раввин Рамбан. Несмотря на скорое восстановление синагоги в 1599 году, турецкие власти запретили молиться в ней и превратили ее в мастерские. На протяжении 400 лет храм постепенно приходил в упадок и лишь 1967 год принес перемены к лучшему.

В то время евреи освоили Старый город, и синагоге была возвращена изначальная функция. Рядом с площадью Хурва стоит посетить также расположенные рядом сефардские синагоги. Еврейские беженцы из Испании и Португалии в XVI веке решили создать в Иерусалиме духовные центры своих общин. Синагоги строили так, чтобы не нарушать турецких предписаний — возводить строения выше, чем дома их окружающие. Поэтому плиточный пол храмов находился на несколько метров ниже, чем уровень улицы. Первой появилась синагога Йоханан Бен Заккай (1610 год). Почти 100 лет спустя была открыта синагога Элия ху ха Нави. Легенда гласит, что в ней являлся сам пророк Илия, когда не хватало одного взрослого мужчины (десятого) для проведения молебнов во время праздника Йом Кипур.


СТЕНА ПЛАЧА

Стена плача
Первым иерусалимским Храмом являлась постройка, которая, как принято считать, была возведена в соответствии с указаниями самого Бога царем Давидом. Здесь хранился священный Ковчег Завета. Храм уничтожили вавилоняне в 586 г. до н. э. Второй Храм был воздвигнут на месте первого. Расширил его до грандиозных размеров Ирод Великий в начале I века н. э. В 70 году его сравняли с землей римляне. Единственным сохранившимся фрагментом, оставшимся от важнейшей святыни, является Западная Стена — самое священное для иудеев место. Здесь проходят молебны, праздничные богослужения, сюда набожные иудеи приходят ежедневно. Многие верят, что просьбы, оставленные возле стены, непременно будут услышаны, если вложить между щелями стены записки с написанными на них желаниями. Можно также выслать в иерусалимский раввинат электронное письмо, а специально выделенный для этого человек вложит карточку в щель священной стены. В период турецкого господства сюда приезжали иудейские паломники со всей Европы и оплакивали разрушение величайшего храма. Поэтому Западную Стену вот уже несколько столетий называют Стеной Плача. Площадь перед стеной разделена на две зоны: мужскую (слева) и женскую (справа). На священную территорию впускают также иноверцев — в подобающей одежде и с покрытой головой.

К сведению!
Мэя-Шеарим является одним из самых необычных районов Иерусалима. Он был основан в 1874 году, и с того времени в нем мало что изменилось. Жизнь здесь выглядит так, как выглядела жизнь евреев рубежа XVIII и XIX веков. Сегодня большинство из них существует за счет пожертвований и преподавания. Религиозные правила здесь соблюдаются очень строго. Поэтому вход на территорию ортодоксов возможен только в подобающей одежде. Здесь необходимо также строго следовать правилам шабата — они касаются даже передвижений (в этот период можно совершить определенное количество шагов).

Напротив Старого города находится холм, поросший оливковыми деревьями. Это Гефсиманский сад. Именно здесь молился Христос перед смертью и именно здесь он учил апостолов главной христианской молитве «Отче наш». Эта гора — самое желанное место для погребений на свете. Потому что евреи верят, что именно здесь Миссия будет чинить Последний Суд. Многие хотят быть первыми в рядах тех, кто примет участие в этом событии, и в связи с этим желают быть похоронены именно на этом кладбище.


ИЕРУСАЛИМ ХРИСТИАН И МУСУЛЬМАН.
ВЕЧНО СВЯЩЕННЫЙ

Иерусалим христиан и мусульман. Вечно священный
Христианский квартал начал строиться во времена Византии вокруг Храма Гроба Господня. Сегодня он занимает территорию, почти в два раза превышающую еврейский квартал, и его ежедневно посещают сотни туристов. Место, где покоилось тело Христа после смерти, и его чудесного воскресения издавна притягивает гостей со всего мира. История Храма Гроба Господня необычайно богата событиями. Постройка возникла в 326- 335 гг. благодаря Святой Елене, матери императора Константина, вошедшей в историю как первая покровительница всех реликвий Муки Господней (ею же был найден деревянный крест, на котором умер Христос). Однако несколько веков спустя, в 1009 году, калиф Хаким разрушил святыню, что стало одной из предпосылок крестовых походов. Восстановление Храма начал в 1012 году византийский император Константин IX Мономах, а после 1114 года его расширили крестоносцы. В 1808 году строение почти уничтожил пожар, а сто с лишним лет спустя (1927 г.) землетрясение. Однако память о событиях двухтысячелетней давности заставляла христиан последовательно восстанавливать этот храм.


СЛЕД ОТ КРЕСТА ИИСУСА

Голгофа
Сегодня к базилике ведут вверх крутые ступени. Наверху, у подножия православного алтаря Распятия, верующие склоняются, чтобы прикоснуться к месту, обозначенному серебряной звездой. Под пальцами можно нащупать скалу, на которой стоял крест Иисуса. Это Голгофа, «Лобное место». Извилистые коридоры и узкие переходы ведут в Часовню Святого Гроба. Место погребения Христа было окружено внушительной ротондой. Его прикрывает мраморная плита XVI века. На ней видна трещина-сознательное повреждение строителей храма, чтобы таким образом оградить святое место от турецких грабителей.

Свой современный вид Храм обрел в начале XIX века — он был восстановлен после пожара в 1808 году. Храм разделен между 6 христианскими конфессиями: греко-православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской, каждой из которых выделены свои приделы и часы для молитв. Весь комплекс имеет несколько уровней. Ниже Часовни Распятия находится Часовня Адама. Она также выдолблена в скале Голгофы. Согласно христианской традиции, Христос был погребен в том месте, где был некогда погребен первый человек Адам. По сей день можно лицезреть трещину в скале, возникшую, согласно пересказу евангелиста Матфея, в момент смерти Иисуса.


ВО ИМЯ АЛЛАХА

Мечеть Аль-Акса
Район последователей Аллаха отмечен их собственными святынями — «Куполом Скалы» (Куб-бет-эль-Сахра) и мечетью АльАкса. Это третья, после Мекки и Медины, цель паломничества мусульман.

Купол Скалы — это место, объединяющее в себе духовную традицию ислама и христианства. Именно здесь пророк Магомет вознесся на небо на своем скакуне по имени Аль-Бурак. В память об этом событии в 691 году на этом месте был возведен 26-метровый позолоченный купол. В наши дни это красивое святилище, возникшее по приказу калифа Абд ал Малик ибн Марвана, является одним из прекраснейших памятников мусульманского искусства. Характерная керамическая мозаика, украшающая фасад здания, заметна издалека. Сам купол сверху покрыт золотыми пластинами.

Внутри храм украшают ослепительной красоты растительные орнаменты. Пурпурные ковры и зелено-золотая мозаика контрастируют с отслоненной посередине голой скалой — той самой, с которой Магомет совершил мирадж. Рядом с ней находится небольшой коридор со ступеньками, ведущими вниз, прямо под священную скалу. Мусульмане назвали эту пещеру Бир эль-Арва, «колодец душ».

Стоя в тени стен Купола Скалы, можно видеть расположенную напротив крупнейшую мечеть Иерусалима. Мечеть Аль-Акса может разместить до 5000 человек. «Аль-Акса» значит «отдаленная». Мечеть должна стоять в том месте, где заканчивается мирадж — путешествие Магомета — и возникла лишь 20 лет спустя после окончания строительства Купола Скалы. Ее часто разрушали, и то, что мы можем увидеть сегодня, является проектом XI века. Специфическое расположение этих зданий — повод для конфликта мусульман с евреями, настаивающими на своих правах на территорию Храмовой горы.


ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ

Медресе
Медресе — это высшие религиозные школы у мусульман. Самые красивые их образцы были построены столетия назад вокруг Храмовой горы. По ее западной стороне стоит школа, называемая Азрафия. Она служит примером искусства мамлюков. Ее прекрасные украшения из разноцветных камней являются свидетельством щедрости основателя здания — султана Кайт Бея. Сегодня в одной из стоящих на Храмовой горе школ, Аль-Умария, находится 1-е стояние Крестного Пути.


КРЕСТНЫЙ ПУТЬ

Крестный путь
Дорога, на которой, согласно преданию, находится девять из четырнадцати остановок Христа во время Крестного Пути, была названа Виа-Долороса. Она начинается от центра мусульманского района и заканчивается в Храме Гроба Господня, где расположены последние стояния. Тысячи паломников проходят по этой дороге, зачастую с тяжелым крестом на плечах, веруя, что идут по следам самого Бога. Вспоминают муку Иисуса, задерживаясь на стояниях, то есть на остановках, где имели место последние события из его жизни.


ХЛОПКОВЫЙ РЫНОК

Рынок возле ворот Аль-Хаттанин — нетипичный. От Харам аш-Шариф к нему ведут ворота, через которые немусульманин может пройти лишь в одном направлении (ни в коем случае не с рынка на Храмовую гору). Строительство торгового зала рынка начали еще крестоносцы, однако окончательный вид придали ему мусульмане в XIV веке. Сегодня он является одним из самых очаровательных уголков Старого города. Мерцающие лампады, освещающие полные товаров прилавки и старые хаммамы (восточные бани) создают особую атмосферу — атмосферу далекого Востока.

Заказ туров в Иерусалим:

Понравилась статья? Поделись с друзьями: